RU
EN
IT

Iwama Shin Shin Aiki Shurenkai

TAKEMUSU AIKI DENTO IWAMA RYU

Apatity

Открытое письмо Айкикаю

2015-07-16, 11:02

Эта статья впервые была опубликована в журнале – Karate Bushido № 231 – 1996г, январь.

Для Филиппа Воарино, ученика Саито сенсея, учение Айкикай, сына основателя Дошу, Кишомару Уэшиба было кодированным.
О-сенсей Уэшиба в Иваме обучал искусству, состоящему из трёх элементов: Айки Кен (меч), Айки Джо (палка) и Тайджицу (техника голой руки). Исходя из этого, Айкидо которому обучает Айкикай это ампутированное Айкидо. Один итальянский журналист в осеннем номере журнала Айко за 1990 год, спрашивал Саито сенсея, каким человеком был О-сенсей, получил удивительный японский ответ:

Одним словом скажу, что Морихей Уэшиба был прямой противоположностью Кишомару. Был его противоположной стороной. Весомый вклад внес Кишомару в дело развития Айкикай, если бы за этим делом смотрел О-сенсей, эта ассоциация обанкротилась бы за три дня.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ АЙКИКАЙ?

Термин «Айки-кай», переводится как «Айки общество» (или ассоциация) и является организацией созданной в 1948г. в Токио для распространения Айкидо – искуства созданного Морихеем Уэшиба. Во главе этой организации встал его сын Кишомару Уэшиба. На протяжении лет Айки-Кай развила особую форму Айкидо, которую сегодня называют «стиль Айки-Кай» и определяют как «официальную форму» Айкидо. В терминологии, распространенной среди айкидокас (людей практикующих Айкидо), «О-сенсей» означает – Морихей Уэшиба. «Дошу» - его сын Кишомару, а «Вака сенсей» его сына и внука Морихея-Моритэру Уэшиба. Каждый человек находит свое место в мире. О-сенсей должен был создать Айкидо. Его сын Кишомару, должен был эффективно распространить айкидо за пределами Японии. Все было хорошо с этой стороны. Но, если бы О-сенсей вмешался в администрацию или Дошу стал бы изучать технику, без сомнения природный порядок вещей полностью нарушился бы. У людей различные природные свойства, которые заставляют их выбирать свой путь. Ни для кого не должно быть оскорбительным напоминание этой реальности.

В 1932 году, когда Кишомару Уэшиба было 12 лет и когда О-сенсей глубоко задумывался о будущем своей школы, он усыновил Киоши Накакура, самого большого кендока Японии и назвал его Морихиро Уэшиба. Мори по японски означает охранять, зашищять. Как видно О-сенсей – видел в нем Дай Айкидо. Но спустя несколько лет Накакура отказался от этого предложения. Вернулся на свой путь – Кендо и стал непревзойденным мастером этого искусства. После долгого времени в 50-х годах, О-сенсей доверил Кишомару управлять Айкикай. Но в тоже время, он переименовал Сайто сенсея в Морихиро, дал ему 8-ой дан и превратил его в вечного стража ограды, где берегут Айкидо.

 

ПРИМИТИВНОЕ АЙКИДО И РАЗВИТОЕ АЙКИДО

Кишомару Уэшиба, (как продолжателю фамилии) поручилось административное управление школой, а Морихиро Сайто – оберегать технику. Бесспорно, Кишомару тот человек, которому под стать вести Айкикай. Если сегодня эта ассоциация представляет международное лицо, это его заслуга. Свое поручение он выполнил талантливо. А Тадаши Абэ сенсей, который хорошо был знаком с его миром, имел привычку говорить коротко своим выразительным французским: «Кишомару – хороший функционер!».

Но для достижения успеха он захотел сказать своё слово и в технике. На этот раз он вошел в сферу, не предназначенную ему судьбой. Хотя он уже 40 лет машет флагом Айкидо О-сенсея, на самом деле он пропагандирует Айкидо Дошу. Это утверждение может показаться странным, но небезосновательным. Это официально подтвердил внук основателя и наследник Кишомару, наследник в дирекции Айкикай - Моритеру Уэшиба в интервью, которое было напечатано в журнале «Будо» в марте 1995 года. Дошу, т.е. его отец писал:

Что было сначала (в искусстве основателя) грубое, ломкое, смягчилось и округлилось сферической техникой.

И Моритэру подтверждает:

Знание, которое передаю будущим поколениям, кодировал Дошу в 50-х годах. (...) О-сенсей работал слишком прямолинейными формами, которым сам обучался в свое время. Это очень прямолинейно, ломание и дробление, что соответствовало той эпохе Айкидо и его личностной эволюции. Но со временем техника округлилась и стала менее мускульной.

Отныне Кредо Айкикай открыто, и никто не сможет нас обвинить в чтении меж строк: раньше было примитивное, мускульное, зверское и не такое уж оригинальное Айкидо – основоположника О-сенсея, а сейчас – развитое, разработанное Айкидо с усовершенствованной техникой. Айкидо Айкикая, как бы сказал Моритэру - «классическая форма Айкидо».

 

АЙКИДО ЕДИНСТВЕННОЕ, АЙКИДО МАСТЕРА

Я бы никогда не обнародовал некоторые истины, если бы Моритэру Уэшиба, директор Айкикая и эмблематичное лицо мирового Айкидо, не охарактеризовал бы так своего прадеда, основателя Айкидо.

 На эти слова должны были отреагировать мои учителя. Но они этого не сделают из за клятвы верности, которая связывает их с семьёй Уэшибы, и исходя из этого с Айкикай. Вака сенсей, я вас избрал адресатом этого письма, не как индивида, а как символ, представляющий Айкидо в современном мире, и который хочет, чтобы Айкидо развивалось в ногу со временем. Я же ратую за противоположную мысль: Айкидо единственное, другого нет, коротко и ясно.

Это единственное Айкидо которое было главной целью долгой жизни усовершенствовал и обработал редчайший человек О-сенсей. Это Айкидо одно, так как принципы на которых оно основанно, правят миром. А принципы вечны и неприкосновенны. Это должно быть ясно. Никому не под силу, какого роду-племени бы он ни был, и какой бы статус имел, сделать так, что сумма внутренних углов треугольника не равнялась 180˚, так будет всегда. Вот это принцип. 180˚ верная линия, короткая, правильная дорога. И не случайно, что в Айкидо Ирими – вход, который по О-сенсею должен иметь «энергию светового луча»–, основывается на треугольной позиции стоп «Ханми».

ДИСЦИПЛИНА, ОСНОВАННАЯ НА НЕИЗМЕННЫХ ПРИНЦИПАХ

Айкидо Морихея Уэшиба строится по такому принципу. Поэтому оно универсально, неизменно. Конечно вселенная динамична, ее формы неизменно изменяются, но эта перманентная революция форм, организована вокруг неизменных принципов.

У составных частей вселенной, которые так отличаются друг от друга как человек, улитка и подсолнух, все равно имеют общий фактор: 0,618 – логаритмическую спираль, которая упорядочивает спираль ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) для домика улитки и семечки подсолнуха. Точно также происходит в Айкидо. Если делают 10000 человек, столько же различных будет Шихо Наге, так как индивиды отличаются друг от друга. Но каждый из этих 10000 должен соблюдать логаритмическую спираль во время исполнения движения. Без этого не существует Шиго Наге, без этого не существует Айкидо. Эта константа неизменна. Так как это принцип. Это – Айкидо и поэтому оно не разовьется. Если оно модифицируется, хотя бы на иоту, получится, что Айкидо не является выражением вечных принципов.

Айкидо О-сенсея – Айкидо веков, и Айкикай не может это изменить.

 

РАБОТА С ОРУЖИЕМ

Вы утверждаете:

Работа с оружием претерпела эволюцию. В Айкикай занятия с оружием входят в учебную программу, как изучение самозащиты голыми руками. Изучение самозащиты с помощью Кена или Джо против вооруженного партнера.

Разрешите напомнить, что эта часть в айкидо называется Тачи Дори и Джо Дори, и она более относится к технике голых рук, чем техника с оружием. Во всяком случае, их нельзя смешивать с Айки Кеном и Айки Джо.

То, что в Айкикай работа с оружием представляется как работа голыми руками против Кена и Джо означает, что Айкикай неправильно осмысливает это. Айкикай технику работы с оружием и все богатство педагогики сводит к Тачи Дори и Джо Дори. Тоже самое, как бы снять две струны у скрипки и сказать музыканту: «И оставшимися двумя хорошо сыграешь». Но в конце добавляете:

Учение оружия само по себе не к месту, можно сказать будет неприемлемо в Айкикай, так как можно подумать что упражнение с оружием в паре уже не Айкидо.

Значит мы можем посчитать что, когда О-сенсей Морихей Уэшиба, основатель Айкидо в паре тренировался с оружием тогда он не занимался Айкидо. Тогда чем он занимался? Кен до? Джо до? Нет, молодой учитель, он занимался Айки Кеном и Айки Джо. О-сенсей занимался Айкидо, не смотря на то, сам он или его соперник держал оружие в руках или нет. Должен сознаться в одной ошибке, которую вы помогли мне осмыслить сегодня.

 

ВЕРОВАНИЯ И НЕДОСТАТКИ АЙКИКАЙ

Айкикай никогда не признавал, что Айки Кен и Айки Джо идет от О-сенсея и что это будущему поколению передавал Сайто сенсей. Долгое время я думал что это был результат простого политического расчета. Так как в Хомбу Доджо некому обучать Айки Кен и Аики Джо, такое признание создало бы неловкость для Айкикай. Вот в этом я и ошибся. Что обвинил Айкикай в политическом цинизме, которого у него нет и поэтому за это прошу прощения. Сегодня я понял, что Айкикай вполне искренен. И если Айкикай не приемлет работу с оружием, это происходит не из-за рассчетов. Просто Айкикай ничего не знает об Айки Кене и Айки Джо, и исходя из этого не имеет представления о функции работы с оружием в паре в Айкидо.

Айкикай похож на того ребенка, живущего в пустыне, отрицающего существование океана, только потому, что никогда его не видел. Айкикай на самом деле верит, что, вооруженные мечами два человека только могут тренироваться в Кендо. А палками – в Джодо. Вот поэтому, у кого есть логика в Хомбу Доджо, то они посещают курсы Кендо и Джодо, когда хотят овладеть оружием. И я ничего такого не утверждаю, что не смог бы продемонстрировать. Вот мои аргументы.

УЛИКИ

В молодости Морихей Уэшиба получил знание и влияние от двух важных персон. Первый этоМасакацу Накаи, известный учитель фехтования школы Ягию Шингана. Морихей учился у него с 1903 по 1908 гг. и получил свой первый сертификат в 1908 году. 1915-1922 гг. Морихей учился у Сокаку Такеда технику голой руки школы Дайто, а также использование копья школы Хозоини меча школы Шинкаге Которые преподовал Такеда. Впоследствии, в 1992 году от него он получил диплом Аиабаши.

Отсюда видно, что в процессе обучения О-сенсей посвятил изучению оружия минимум столько же времени, сколько посвятил изучению техники голой руки. Это и есть первая важная новость. С 1919 по 1926 год Морихей жил в Айабе в сообществе Омото-Кио, где получил духовное влияние от благородного Дегучи и постепенно избавился от рамок до этого приобретенной, негибкой техники.

Он порвал связь с Дайто Рю которую практиковал Такеда сенсей, что проявилось в том, что он отказался от Шикаку (четырехугольной) стойки и избрал для техники голой руки Санкаку(трехугольную Ханми) стойку, которую использовал в технике с оружием. И это главное. Характерная для Айкидо стойка треугольником, на чем потом базировалось всё Айкидо, это прямо проистекает из практики с оружием.

Сегодня, когда Айкикай пытается убрать из Айкидо практику использования оружия, Айкикай проходит путь точно в обратную сторону, который во время своего прогресса прошел О-сенсей.

 

О-СЕНСЕЙ И ИВАМА

В 1927-1941 годах Уэшиба Сенсей жил в Токио. В противовес ваших слов, молодой учитель, искусство, которому он тогда обучал, было очень своеобразным, и у него почти ничего небыло общего с ранее изученными прямолинейными формами, чем вы хотите себя ограничить. В 1935 году в документальном фильме снятом в Осаке очень четко видно это своеобразие. Хотя там он еще не достиг зрелости в этом искусстве, которое тогда называлось Айки-будо и опиралось на три столба:

Кен джицу (меч), Со джицу (копьё) и Тай джицу (техника голой руки). Основная работа синтеза – интеграция в единую систему этих трёх элементов, пока не была осуществлена. Бесспорно эта работа была начата в 1942 году в Иваме. Интелектуальная честность обязывает беречь факты. С 1942 года до смерти т.е. 1969 года, как известно, О-сенсей жил не в Токио, а в достаточном от него отдалении, в одной маленькой деревне в Иваме, префектуры Ибараки. Там он имел дом, Доджо. Там у подножья святой горы Атаго он построил храм Айкидо. Неужели сказать это настолько неприятно, что во всех биографиях О-сенсея эта истина замалчивается.

Истина тяжела, но она такова: если Морихей Уэшиба что-то и изучил в мировом центре Айкидо в Токио, это происходило случайно и редко, когда он приезжал к своему сыну в 50-х годах. Для него это место было чужим. Находящийся там О-сенсей Айки Кен и Айки Джо нигде не преподавал, а делал это только в Иваме. Ученики Кишомару Дошу из Хомбу Доджо лишь только мельком видели Айкидо О-сенсея. Все сегодняшние Шиханы на самом деле были учениками Дошу, а не О-сенсея. Ни один из них не имел представления, что происходило в Иваме, так как никто из них там не принимал участия.

А замысел О-сенсея был очень прост и понятен. В 1942 г. в Министерстве просвещения Японии он зарегистрировал термин «Айкидо» так впервые было официально использовано это слово. В том же году он освятил маленький круг зданий, которые построил в Иваме Кототамаса и по правилам святой архитектуры и назвал все это Убуиа, что в переводе означает «Место рождения». Опираясь на эти два символических акта, утверждаю, что место рождения Айкидо – Ивама, дата – 1942 год. О-сенсей ясно определил то, что до этого было неуточненным. Связь между искусством голой руки и техникой владения оружием. Хотя эта концепция была тогда на начальном этапе. Этого конечно не было достаточно тогда для основания Айкидо. Точно так же как новорожденный ребенок, Айкидо должно было вырасти и дойти до зрелости.

 

ТРИАДА АЙКИДО

Айки-кен, Аки-джо, Тай-джицу

Гармоническое и динамическое равновесие трех элементов. Все три элемента открывают, объясняют друг друга, так как имеют общую и глубоко рациональную объединяющую структуру.

Этот длинный период, все документы – все кадры, фото, восспоминания мужчин и женщин, его современников живших в Иваме частично или на протяжении всех 28 лет с О-сенсеем - доказывают активные исследования, особенно по части Айки Кена и Айки Джо, который провел основоположник. Истина, молодой учитель в том, что в Иваме ваш прадед не удовлетворился.... «улучшением нескольких деталей Айкидо.» Истина то, что основоположник низстанно искал, экспериментировал, менял, развивал и упорядочивал технику, вокруг единственного принципа, того принципа, о существовании которого вы никогда и не задумывались. Короче говоря, он создавал Айкидо, и это происходило тогда, когда ваш отец в Токио «кодировал» и раньше времени обучал тому, что считал «Айкидо», но которому не хватало главного.

Айкидо единственное и неповторимое, что усовершенствовал О-сенсей, на протяжении последних 28 лет своей жизни в Иваме, это триада: органическая связь трех частей: Айки Кена, Айки Джо и Тайджицу. Айкидо это гармоническое и динамическое равновесие трех элементов. Все эти элементы открывают и объясняют друг друга, так как имеют общую и глубоко рациональную структуру. Именно эта структура представляет своеобразие Айкидо, а не просто соединение независимых дисциплин.

 

ИЗУРОДОВАННОЕ АЙКИДО

Что бы вы подумали о знатоке геометрии, который убрав у треугольника две вершины, все равно бы называл фигуру треугольником?

Айкикай именно такой геометр, который считает что удалив из Айкидо – Айки Кен и Айки Джо, оставшееся опять посчитает за Айкидо. Остаток не имеет значения. Айкидо которое преподает ваш отец, которое преподаете вы, Айкидо Хомбу Доджо, Айкидо которое распространяет Айкикай в мире, это не современное Айкидо, это не развитое Айкидо, это расчлененное и изуродованное Айкидо. Это не Айкидо О-сенсея и в конце концов это вовсе не Айкидо. Айкикай поставил Айкидо в спортивные ряды. И как я понимаю, именно это называют – учитывать требования реальности.

top

Home / статьи



© Copyright Айкидо Апатиты, Iwama Shin Shin Aiki Shurenkai Takemusu Aiki Dento Iwama Ryu Apatity
Мурманская обл., г.Апатиты, ул.Победы, 4 МУ УСЦ «Атлет»
Тел (81555) 66902, 61070
E-mail: apatlet@yandex.ru

Изготовление: Webhibiny.ru

Rambler's Top100